Относительно недавней новинкой на сцене торговых центров является так называемый торговый комплекс. Эти огромные неогороженные торговые центры состоят из длинного ряда предприятий розничной торговли, в том числе крупных магазинов, расположенных в отдельных зданиях, таких как Wal-Mart, Ноте Depot, Costco, Best Buy, Michaels, OfficeMax и CompUSA. Перед каждым таким магазином предусмотрено место для парковки автомобилей, рассчитанное на покупателей, которые решили посетить только один магазин. Количество гигантских торговых комплексов резко увеличилось за последние годы. Таким образом, эти торговые комплексы бросили вызов традиционным торговым рядам.
На долю существующих ныне в Соединенных Штатах примерно 48 500 торговых центров приходится в совокупности около 75% объема розничной торговли в стране (не считая продажи автомобилей и бензина). Средний американец каждый месяц совершает 2,9 поездки в торговые центры, затрачивая на каждую такую поездку около 80 минут и 86 долл. Однако многие эксперты полагают, что современная Америка пресыщена торговыми центрами. В 1990-е годы площади торговых центров увеличивались вдвое быстрее, чем росла численность населения страны. В результате почти 20% торговых центров в Соединенных Штатах в настоящее время либо прозябают, либо умирают медленной смертью. В стране “наблюдается явный излишек торговых площадей, — говорит один из представителей этой отрасли. — Существенное их сокращение является лишь вопросом времени”.18
Таким образом, несмотря на то что в последнее время построено несколько новых “суперпассажей” наподобие поражающего своими размерами гигантского центра Malls of America (неподалеку от Миннеаполиса), современная тенденция развития розничной торговли свидетельствует в пользу расширения строительства уже в ближайшем будущем, с одной стороны, торговых рядов, ориентированных на потребительскую ценность, и гигантских торговых комплексов и, с другой стороны, небольших “центров, ориентированных на высокий стиль жизни”. Эти центры, ориентированные на высокий стиль жизни, — небольшие торговые ряды с рассчитанными на зажиточных клиентов магазинами, отличающимися своим удобным местоположением и изысканной атмосферой, — как правило, располагаются вблизи богатых жилых районов и обслуживают состоятельных жителей этих районов. “Такие центры, ориентированные на высокий стиль жизни, можно представлять себе как некое продолжение Мейн-стрит или Пятой авеню, — говорит один обозреватель сферы розничной торговли. — Идея таких центров заключается в том, чтобы объединить уют и теплоту человеческого общения, характерные для деревенской площади старых времен, с особым шармом фешенебельных городских магазинов; приятную атмосферу городского парка с элементарным удобством торгового центра”. Будущее торговых рядов заключается в том, чтобы “стать не столько местом для совершения покупок, сколько местом для приятного времяпрепровождения”.