Классификация методов исследования ценности клиентов

Классификация методов исследования ценности клиентов

В практической деятельности организаций для исследования ценности клиента используется значительное число различных методических подходов. При этом, как правило, применяемые методы не позволяют проводить исследование ценности клиента вообще, а лишь только той ее части, которая может быть реально востребована данной организацией.

Чтобы дать общее представление о существующих методах исследования ценности клиента и показать возможности их использования в конкретных условиях, необходимо прежде всего дать классификацию таких методов. Такая классификация может быть проведена на основе использования различных подходов. Например, все используемые методы можно подразделить на три группы в зависимости от рассматриваемого периода взаимоотношений организации и клиента. При таком подходе к первой группе методов можно отнести те из них, использование которых предполагает проводить оценку ценности клиента за определенные периоды наличия взаимоотношений, в частности за год. Ко второй группе относятся методы, позволяющие дать оценку ценности клиента безотносительно к какому-нибудь конкретному периоду. Последние методы используются, как правило, для определения ценности клиента в будущем на основе существующих оценок в предыдущие периоды. Наконец, к третьей группе методов относятся те из них, использование которых предполагает рассмотрение отдельных периодов времени взаимоотношений с клиентом как единого целого.

В качестве одного из подходов к классификации существующих методов оценки клиента можно также рассматривать выделение отдельных групп таких методов в соответствии с используемыми алгоритмами исследования значимости клиентов. В соответствии с таким подходом обычно выделяют четыре группы методов: статические, динамические, эвристические и аналитические. К первой группе относятся методы, позволяющие проводить исследование ценности клиента за краткосрочный период его деловых отношений с организацией. С использованием динамических методов дается оценка ценности клиента в долгосрочной перспективе. Использование эвристических методов предполагает построение математических моделей, позволяющих найти хотя и не оптимальное, но вполне приемлемое значение ценности каждого конкретного клиента. Наконец, применение аналитических методов исследования ценности клиента предполагает установление ценности отдельных клиентов на основе сравнения некоторых характеризующих их числовых значений или баллов.

В качестве еще одного из подходов к классификации методов ценности клиента можно указать выделение отдельных групп таких методов с учетом специфики используемых показателей для сравнения ценности отдельных клиентов. В соответствии с таким подходом можно выделить две группы методов. Это одномерные и многомерные методы. При использовании одномерных методов предусмотрено выделение одного определяющего критерия, с использованием которого и проводится исследование ценности отдельных клиентов и устанавливаются приоритеты в отношениях с ними.

Используя указанные выше, а также другие существующие подходы к классификации применяемых методов исследования ценности клиента, можно выделить различные группы методов, отдельные из которых могут входить в различные группы. В обобщенном виде классификация основных методов исследования ценности клиента может быть.

Среди существующих методов исследования ценности клиента можно выделить как те из них, которые позволяют проводить исследование ценности отдельного клиента, так и методы, использование которых дает возможность выявить ценность клиентов рассматриваемого сегмента.

 


Instagram

Instagram