Для тех, у кого совсем нет времени.
Юзабилити - показатель эффективности интерфейса, отвечающий за удобство и легкость его использования. В применении к Вебу это показатель того, наколько удобен посетителям веб-сайт и насколько долго он может "удержать" посетителя на своих страницах.
Каким бы ни был полезным и красивым ваш сайт - его ждёт забвение, если у ваших конкурентов (а они, поверьте, не дремлют) сайт сделан удобнее, с оглядкой на конечного пользователя. Вещь в себе мало кого интересует, важно ещё чтобы ей можно было с выгодой для себя пользоваться.
Юзабилити определяется пятью основными критериями качества:
- Осваиваемость - насколько легко пользователи выполняют самые простые задачи при первом посещении веб-сайта? Например, насколько легко им найти страницу с контактными адресами?
- Эффективность - насколько быстро пользователи выполняют свои действия уже привыкнув к существующему дизайну, например - находят искомый продукт в каталоге?
- Запоминаемость - насколько легко пользователям вспомнить свои навыки, вернувшись на сайт спустя некоторый промежуток времени?
- Критичность ошибок - насколько хорошо пользователи застрахованы от собственных ошибок, находять на данном сайте? Насколько серьезными могут быть эти ошибки?
- Удовольствие - насколько приятен пользователям дизайн сайта?
Существуют и другие качества веб-сайтов, среди которых ключевым является функциональная полезность дизайна. Простота использования (синоним слова "юзабилити") и полезность сайта для пользователя одинаково важны. Одинаково плохо, если на вашем сайте что-то легкодоступно, но совершенно бесполезно, и если полезное запрятано так глубоко, что мозг сломаешь, пока найдёшь.
Почему важно юзабилити?
Юзабилити является необходимым условием выживания веб-сайтов. Если вашим сайтом неудобно пользоваться, то люди с него уйдут. Если главная страница вашего сайта не в состоянии ясно и предельно понятно рассказать о том, что предлагает ваша компания - люди с него уйдут. Запутавшись в навигации вашего сайта - уйдут тоже. Уйдут, если встретят неудобоваримые, плохо отформатированные, тяжеловесные тексты, полные "воды" и не отвечающие на насущные вопросы пользователя. Знаете почему никто не пишет руководства по использованию того или иного веб-сайта? Потому что их некому будет читать. Посетителям гораздо легче найти другой веб-сайт аналогичной тематики, а вашему сайту сказать "прощай".
И не забывайте про основной закон электронной коммерции: если пользователи не могут найти искомый продукт, то они не в состоянии его купить.
Как улучшить юзабилити?
Существует несколько методов оценки юзабилити веб-сайта, самым эффективным среди которых считается юзер-тест, включающий в себя три этапа:
- Отбор репрезентативной группы пользователей из целевой аудитории тестируемого веб-сайта
- Постановка перед выбранной группой пользователей типовых задач
- Наблюдение за действиями пользователей при выполнении типовых задач на сайте, за тем, что у них получается или не получается в работе с веб-интерфейсом.
При тестировании важно не мешать пользователю, не подсказывать, не общаться. Только наблюдать и анализировать. Группы из пяти человек будет вполне достаточно. Лучше тестировать чаще, но лучше, находя огрехи в юзабилити с каждой итерацией дизайна, постепенно приближаясь к оптимальному интерфейсному решению.
Важно понимать, в чём отличие юзер-тестов от фокус-групп. Последние полезны при маркетинговых исследованиях, но никак не при тесировании юзабилити веб-сайтов. В юзер-тесте интерактивных веб-интерфейсов определяющими являются действия людей, а не их суждения.
Когда начинать думать о юзабилити?
Ответ простой - думать всегда, на каждой из стадий веб-проекта. Вот несколько рекомендаций:
- Прежде чем начать работу над редизайном сайта, проверьте и "запротоколируйте" все плюсы и минусы юзабилити старого сайта.
- Оцените юзабилити у своих конкурентов, имеющих сайты схожей направленности. Посмотрите, в каком диапазоне находятся дизайны их интерфейсов.
- Составление технического задания на дизайн сайта - удобный момент, чтобы ещё раз задуматься о соблюдении принципов юзабилити, как то: вменяемые названия пунктов навигационного меню (общепринятые в данном сегменте веба), прозрачно-понятная информационная структура сайта, востребованность отдельных функциональных модулей.
- На стадии, когда дизайн сайта готов и начинается вёрстка html-страниц, правила юзабилити поспособствуют правильной подаче информации, формированию контента, разработке таблицы стилей для сайта
- Почти готовый, выложенный на тестовом сервере веб-сайт требует особенно тщательной проверки юзабилити, так как на этом этапе можно в полной мере оценить его работоспособность, встроенный функционал, навигацию, устойчивость к ошибкам и многое другое, недоступное при тесировании на более низких уровнях создания.
Как известно, компромиссы между заказчиком сайта и исполнителем неизбежны. Однако тут надо помнить не только о том, что "клиент всегда прав", но и о том, что недоверие заказчика к мнению профессионалов в конечном итоге выливается в недоверие пользователей к сайту заказчика. Поверьте, никому не хочется плодить мертворожденные сайты.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Найдите добровольцев для тестирования сайта | Сопровождение сайтов →