При переходе от одной мысли к другой размещайте известную информацию в начале предложения, а новые идеи, неожиданные повороты мысли и интересные новые факты — в конце предложения. Затем следующее предложение начните с изложения новой идеи. Создавая цепочку знакомых идей, автор прокладывает путь к новым идеям, помогает читателю перейти от хорошо известного к неизвестному.
Читатель обычно рассчитывает получить последовательное изложение материала, а потому воспринимает как должное связь между последовательными предложениями, высказанными устно или письменно.
Каждая идея является стимулом. Она предполагает веру в себя и, если такая вера есть, действует до тех пор, пока не будет отвергнута другой идеей или не иссякнет энергия, наполнявшая ее в момент зарождения.
Рассматривайте абзац как структуру
По мере создания абзаца следите за его возникающей формой. Переключите внимание с отдельных слов на целые предложения, т. е. от текущего предложения — к цели всего абзаца. Чем лучше вы осознаете структуру абзаца и его цель, тем лучше ваш язык оформит его.
После создания чернового варианта абзаца еще раз изучите и отредактируйте его таким образом, чтобы обнажить переходы от одной мысли к другой. Вероятно, речь в нем будет идти о старом и новом, о проблеме и решении, от общего к частному. Для описания этих переходов, например, можно использовать следующие вводные слова: первый, следующий или наконец. Дополнительное редактирование текста позволяет усилить драматическую сущность таких переходов.
Идеи, по сути, являются движущими силами. Безграничность также является признаком сильной личности. Их союз всегда был двигателем истории.
Генри Джеймс (Henry James) о Чарльзе В. Элиоте (Charles W. Eliot)
Абзацы имеют свой план, т. е. шаблон, который образует единое целое из связанных предложений.