Фактическая ценность товара формируется с участием отдельных физических и юридических лиц, имеющих непосредственное отношение к разработке, производству и реализации продукции. Поэтому процесс создания ценности является многоступенчатым и включает несколько этапов. При этом последним этапом, определяющим конечную ценность товара, является его использование потребителем. Именно потребитель товара и определяет ценность товара. Таким образом, процесс создания ценности можно рассматривать как состоящий из отдельных этапов, на каждом из которых образуется промежуточная ценность. Данный процесс принято называть «цепочкой ценности».
Арматура в Минске по доступным ценам. Здесь https://metagarant-minsk.by/catalog/armatura/ можно купить арматуру для фундамента с доставкой. Наши цены на арматуру и помощь в разгрузке Вас приятно удивят.
Впервые теоретические основы цепочки ценности были сформулированы в 1985 г. М. Портером. Он считал, что вся деятельность организации по созданию ценности может быть подразделена на основную и вспомогательную. К основным видам деятельности следует относить закупки материалов, сырья, комплектующих, преобразование их в товары, распределение товаров, сервисное обслуживание и реализацию маркетинга.
Вспомогательные же виды деятельности, по мнению М. Портера, направлены на поддержание основной деятельности. Они включают обеспечение своевременной закупки материалов, сырья и комплектующих, разработку новых технологий, используемых в производстве продукции, подбор, расстановку и мотивацию персонала организации, а также осуществление управленческой деятельности.
Из сказанного выше следует, что процесс создания цепочки ценности конкретного товара предопределяет необходимость наличия определенных взаимоотношений между рядом организаций, а также физических лиц, принимающих непосредственное участие в создании, производстве и продаже товаров. Очевидно, что такие взаимоотношения необходимы между поставщиками продукции производственно-технического назначения, товаропроизводителями, посредниками, покупателями и другими клиентами, которые в совокупности образуют своеобразную сеть.
Знание роли и назначения цепочки ценности является необходимым условием для обеспечения эффективной деятельности каждого из участников сложившейся сети. Это, безусловно, должно учитываться при рассмотрении конкретных взаимоотношений между организацией и клиентами.
В качестве приведены в общем виде цепочки ценности, характерные для товаропроизводителя и посредника. Как видно из этого рисунка, стоимость товара для покупателя и сумма денег (доход), получаемая товаропроизводителем, не всегда одинаковы.
Это обусловлено тем, что товаропроизводитель в большинстве своем продает товары через посредников. Именно последние и устанавливают цену для покупателя. Последняя цена может в несколько раз превышать отпускную цену товаропроизводителя, что зависит от устанавливаемой посредником наценки. Эти наценки призваны покрыть затраты на осуществление политики распределения товаров, создания и поддержания необходимого уровня товарных запасов. Кроме того, посредники должны покрыть свои накладные расходы и обеспечить получение необходимой для их нормальной работы прибыли.
Рассматривая цепочки ценности, следует учитывать, что для каждого звена такой цепочки характерно наличие эффекта синергизма. Последнее достигается благодаря объединению общих усилий, направленных на выполнение отдельных производственных операций, создание необходимых запасов сырья и материалов, обеспечение высокого уровня сервисного обслуживания. Особо важное значение имеет использование эффекта синергизма в области продаж и маркетинга.
Благодаря реализации совместных усилий отдельных исполнителей обеспечивается внедрение новых технологий, осуществляется повышение квалификации персонала, сокращаются накладные расходы. По существу, каждый вид основной деятельности является источником синергизма, используя преимущества которого можно значительно сократить общие затраты, имеющие место в каждой из цепочек ценности.
Рассмотренный выше общий подход к понятию ценности не вполне приемлем при определении ценности клиента. Это обусловлено прежде всего тем, что сама организация (продавец) не имеет конкретных мотивов своей деятельности, а лишь отдельные группы людей этой организации имеют различные, а порой и противоположные интересы. Поэтому полезный эффект в этой связи всегда является результатом субъективной оценки конкретного лица. Следовательно, не существует ценности как таковой. Какую пользу приносит данный объект или покупатель, зависит от субъективной точки зрения исследователя.
Вместе с тем субъективность не следует отождествлять с произвольностью, поскольку выводы делаются на основе использования объективных критериев, определяющих желаемые конечные результаты человека, осуществляющего данную оценку.
Объективность оценки предполагает наличие внешних проверок, что дает возможность сравнивать отдельные значения ценности клиента и, в конечном счете, обеспечить достоверность полученного значения ценности со стороны третьих лиц.